ГЛАДСКАЯ НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Издревле деревня Гладь относилась к приходу церкви села Горнешна. В Горнешенский приход входили само село Горнешно и несколько деревень. В 1796 году это были деревни Веретья — 10 дворов, Гладь — 35 дворов, Гряды — 10 дворов, Прохоново — 4 двора. В самом Горнешно было 3 двора церковного причта и 10 дворов крестьянских. (ГАНО, фонд 480, опись 1, дело 1837 Исповедные росписи Новгородского и Крестецкого уездов, 1796 год). К 1866 году в приходе были деревни Веретье — 39 домов, Глади — 69 домов, Гряда -22 дома, Копцы — 29 домов, Луг — 22 дома, Некрасово — 6 домов, Прохоново — 7 домов и само село Горнешно — 20 домов («Новгородский сборник», выпуск IV, 1866 год, стр.18)
Церковь Рождества Христова в селе Горнешно
Как видно из этой статистики, деревня Гладь всегда была самым крупным населенным пунктом прихода, в которой было в 2-3 раза больше домов, чем даже в приходском селе Горнешно, от которого Гладь отстояла на 16 верст. Поэтому в 1867 году на средства прихожан в Глади была построена отдельная однопрестольная церковь, посвященная Святому Николаю Чудотоворцу, которая была освящена 17 марта 1868 года. Церковь была одноэтажная, деревянная, на каменном фундаменте, остатки которого можно видеть еще и сейчас. В одной связи с церковью была выстроена деревянная колокольня, крыши церкви и колокольни покрыты железом. Освящение состоялось 17 марта 1868 года. Гладские жители вспоминают: «…церьков была деревянна, вся крашена, высокая церьков была, красивая… Крес такой громадный на церьквы был…» (интервью с уроженкой Глади Петровой М.Д.)
До 1 октября 1893 года Гладская Никольская церковь состояла приписной к церкви села Горнешна и постоянного причта в ней не было. С октября 1893 года Гладская церковь стала самостоятельной, в нее был назначен свой причт, который начал вести отдельные метрические книги, хранящиеся сейчас в Государственном архиве Новгородской области (ГАНО, фонд 480, опись 2, дело 6 (1893-1908) и дело 7 (1909-1917). В этом же 1893 году тщанием прихожан построены были дома для священника и псаломщика. Дом священника в 1912 году подновляли, а дом псаломщика так и остался ветхим. Дом священника пережил войну, после войны в нем располагался клуб, а в настоящее время он перевезен со старого места у церкви на центральную улицу Глади и является жилым.
Штат Гладской Никольской церкви состоял из священника и псаломщика. Жалование положено было священнику 300 рублей, псаломщику 100 рублей в год. Помимо жалованья причт пользовался процентами (3 рубля 80 копеек) с поминовенного капитала в 100 рублей по Государственному билету 4% ренты (серия 28, №05588) и по приговору прихожан получал ругу (натуральное содержание) – 56 мер ржи и 56 мер овса. Мера – это единица объема, которая применялась для измерения сыпучих тел и равнялась она примерно 26 литрам, а по весу мера зерна была примерно равна пуду, 16 кг. Руга назначена была причту по той причине, что пахотных земель у Гладской церкви не имелось. Сама церковь с погостом занимала 1 десятину земли, да еще было выделено причту 4 десятины сенокосных земель, совершенно неудобных для покоса, и 29 десятин такой же неудобной земли, на которой рос мелкий лес.
С октября 1893 года священником был Феодор Львович Казанский, должность псаломщика исполнял диакон Василий Иванович Богородский. Последние записи, подписанные Ф.Л.Казанским датированы 18 декабря 1905 года, то есть он прослужил в Гладской церкви 12 лет.
После этого в течение нескольких лет, 1905 — 1908, постоянного священника в Глади не было. Периодически обязанности исполняли священники окрестных церквей: Грузинского собора, Деревской и даже Водосской церкви. Периодически на несколько месяцев появлялись разные священники, которых потом перемещали на другие места.
С 1 января до середины мая 1906 года записи в метрических книгах подписывал священник Владимир Образцов. Видимо, должность эта была для него временной, последняя запись датирована 20 мая 1906 года. С 24 мая по начало октября записи в метрических книгах подписаны священником соседней Деревской церкви Василием Сперанским. С 14 октября 1906 года до 26 мая 1907 года записи ведутся священником Николаем Раевским. Далее имеются записи, сделанные священником Грузинского собора Феодором Никольским (16-17 июня 1907), потом священником Деревской церкви Василием Сперанским (с 7 июня по начало декабря 1907 года в записях о родившихся, а в брачных записях до 10 февраля 1908 года). С 5 декабря 1907 года по май 1908 года включительно записи сделаны иеромонахом Новгородского Антониева монастыря Вениамином, в июне-июле 1908 года – священником Деревской церкви Василием Сперанским, с 27 июля по сентябрь 1908 года включительно иеромонахом Новгородского Юрьева монастыря Висарионом, с октября по декабрь 1908 года иеромонахом Новгородского Отенского монастыря Мелхиседеком, с 7 декабря 1908 года священником Борисом Рождественским. Должность псаломщика все это время бессменно исполнял диакон Василий Иванович Богородский.
С января 1910 в книге расписывается только священник Борис Рождественский. А вскоре, 10 мая 1910 года в метрической книге появляется запись, что 29 мая 1910 года скончался и 1 июня 1910 года погребен на приходском кладбище диакон-псаломщик Никольской Гладской церкви Василий Иванов(ич) Богородский. До июля 1910 года священник Борис Рождественский отправлял службы один после чего рядом с росписями священника Рождественского в книге появляются росписи псаломщика Ивана Ивановича Вишневского. Рождественский задержался на должности священника Гладской церкви до сентября 1915 года, после чего был перемещен к Водосской церкви, а на его место прислан был священник Евгений Вихров, который пробыл в этой должности до 1917 года.
01.10.1893 – 8.12.1905 | священник Феодор Львович Казанский, диакон-псаломщик Василий Богородский |
01.01.1906 – 20.05.1906 | священник Владимир Образцов, диакон-псаломщик Василий Богородский |
24.05.1906 – итоги сентября | священник Деревской церкви Василий Сперанский, диакон-псаломщик Василий Богородский |
14.10.1906 – 6.05.1907 | священник Николай Раевский, диакон-псаломщик Василий Богородский |
16-17.06.1907 (разовые записи) | священник Грузинского собора Феодор Никольский, диакон-псаломщик Василий Богородский |
07.06.1907 –итоги декабря | священник Деревской церкви Василий Сперанский, диакон-псаломщик Василий Богородский |
16.01.1908 – 10.02.1908 | он же (браки), диакон-псаломщик Василий Богородский |
05.12.1907 – итоги мая 1908 | иеромонах Вениамин (рождения и смерти), диакон-псаломщик Василий Богородский |
09.06.1908 – 10.07.1908 | священник Деревской церкви Василий Сперанский, диакон-псаломщик Василий Богородский |
27.07.1908 – 07.09.1908 | иеромонах Виссарион, диакон-псаломщик Василий Богородский |
Итоги сентября – 24.11.1908 | иеромонах Мелхиседек, диакон-псаломщик Василий Богородский |
07.12.1908 – декабрь 1909 | священник Борис Рождественский, диакон-псаломщик Василий Богородский |
январь 1910 — июль 1910 | священник Борис Рождественский |
07.07.1910 – 01.09.1915 | священник Борис Рождественский, псаломщик Иван Вишневский |
Сентябрь 1915 | священник Водосской церкви Борис Рождественский |
29.10.1915 – 31.12.1917 | священник Евгений Вихров, псаломщик Иван Вишневский |
01.01.1918 – 04.11.1918 | псаломщик Иван Вишневский без священника |
04.11.1918 и далее | священник Владимир Богданов, псаломщик Иван Вишневский |
В метрических книгах села Глади записывались все рождения, смерти и браки, зарегистрированные в приходе Гладской церкви, то есть в селе Глади и окружающих его приходских деревнях: Рахмыже, Юршево. Семьи церковного причта: священника, псаломщика тоже являлись прихожанами этой церкви, поэтому все значимые события в семьях причта — свадьбы, рождения детей, смерти — можно найти в метриках Гладской церкви.
Вот, например, первый священник Никольской Гладской церкви Феодор Львович Казанский — из метрик мы узнаем о его жене Лидии Ивановне, и о ее сестре Клавдии Ивановне, которая вышла замуж за священника Добрякова, служителя Сутокской церкви Боровичского уезда. В семье Казанских было несколько детей: дочь Елена, дочь Мария (1894 г.р.), сын Василий (1896 г.р., ум.в 1897), сын Константин (1900 г.р., ум.в 1900), сын Петр (1904 г.р., ум.в 1904).
У дьякона-псаломщика Василия Ивановича Богородского была жена Параскева Тимофеевна и дети: сын Сергей — в 1901 году послушник Новгородского Антониева монастыря, в 1906 году учитель Ушерской церковно-приходской школы. (1906); дочь Клавдия — в 1906 году воспитанница 5-го класса Деревяницкого епархиального училища; дочь Евгения (1894 г.р., ум.в 1895), дочь Антонина (1897 г.р.), сын Анатолий (1901 г.р.), сын Леонид (1906 г.р.), а также дочери Александра и Елизавета. Сергей Васильевич Богородский в 1918 году женился на Марии Федоровне Ратниковой из с.Глади, а Елена Васильевна Богородская вышла замуж за Ивана Ивановича Вишневского, который остался в Глади последним священнослужителем. У четы Вишневских родились в Глади сын Александр (1913 г.р., ум.в 1916) и дочь Мария (1917 г.р.)
Вдова диакона-псаломщика сей церкви Параскева Тимофеева Богородская отмечена в церковных ведомостях за 1914 год: «…50 лет, пенсии от казны получает 33 рубля 33 коп, эмеритуры (дополнительной пенсии, аналога страховой части современной пенсии – мое прим.) 52 рубля 80 коп, пособия из Епархиальнаго Попечительства 33 рубля в год. (Происходит) из духовнаго звания. Дети Зиновия 23 лет, состоит просфорней, Виктор 21 года работает на фабрике, Антонина 17 лет учится в Мариинской второклассной женской школе на казенном содержании, Евгения 16 лет учится в Деревяницком Епархиальном женском училище на казенном содержании, Анатолий 12 лет, работает на фабрике и Леонид 8 лет, находится при матери. Теща псаломщику Ивану Вишневскому.»
У священника Евгения Вихрова была жена Елена Ефимовна.
В архивах сохранился послужной список священника Бориса Михайловича Рождественского: «…Резолюцией Его Высокопреосвященства за №2430 от 6 апреля 1911 года награжден набедренником, жалованья от казны получает 300 рублей, доходу от прихода 150 рублей, за преподавание закона Божьего в Гладской земской школе получает из Крестецкой земской управы 80 рублей в год. (Происходит) из духовного звания, (образование получил) в Новгородской Духовной семинарии, из 5-го класса уволен по прошению вследствие болезни. Указом Новгородской Духовной Консистории за №1699 от 10 марта 1903 определен на штатное диаконское место к Лученской церкви Тихвинского уезда. Состоял законоучителем безплатно в Обринской церковной школе и в Лученской и Селивановской земских школах. Резолюциею Его Высокопреосвященства за №2952 от 14 июля 1916 года определен в священники к Ельницкой церкви Белозерского уезда. Состоял законоучителем безплатно в Ельницкой церковной школе. Резолюциею Его Высокопреосвященства за №15967 от 31 октября 1908 перемещен на священническое место к сей церкви. Состоит законоучителем в Гладской земской школе. … Жена Серафима Владимирова род. 1880 года 25 ноября, дети Елизавета 1904 года 1 февраля, Мария 1906 года 22 января, Серафима 1908 года 28 мая, Алексей 1911 года 17 марта».
Аналогичный послужной список псаломщика Ивана Ивановича Вишневского: «…ничем не награжден, жалованья от казны получает 100 рублей, доходу от прихода 50 рублей. (Происходит) из граждан, (образование получил) уволен из 2 класса Новгородского Духовнаго училища. Резолюцией Его Высокопреосвященства за №583 назначен псаломщиком к сей церкви 23 июня 1910 года. («Был ли в походах против неприятеля и в самих сражениях и когда именно, не было ли каких особых поручений и отличий») – Был против Японии, 1 и 2 июня 1904 года под Вафангоу. Отличий не было. Жена Елизавета Васильева, род.1884 года 14 октября, дети Владимир 1911 года 5 июня, Александр 1913 года 2 апреля». Позже у Вишневских родился еще один сын Александр (1924 г.р.) и дочь Серафима.
В советское время священником Никольской Гладской церкви был Ферапонт Иванович Новгородский. В 1937 году был арестован и 4 октября 1937 года расстрелян. В 2013 году его имя увековечено на одной из памятных плит Мемориала репрессированным священнослужителям в г.Чудово у церкви Казанской иконы Божией Матери.
В 1939(?) году Гладская церковь была окончательно закрыта.
При Гладской Никольской церкви расположено приходское кладбище. Ограда его представляет собой небольшую, около метра высотой, валунную насыпь. «…Там ограда из камней вокруг и когда родители на Троицу на кладбище шли, мы маленькие по этим камешкам бегали…» (интервью с Кузнецовой, дев.Большухиной Т.Н.) Такие каменные ограды были достаточно широко распространены на новгородчине. Ворота при входе на кладбище также каменные, перекрытые сверху достаточно большой горизонтальной каменной плитой. На ней выбита дата: 1852(?) год, а по свидетельствам жителей, кладбище это используется с 1802 года.
Вид с Гладского кладбища на улицу Никольскую. Слева дом Буйдиных, в котором после войны размещалась Гладская начальная школа.
Фото из семейного архива Т.Горбан (потомка Буйдиных)
Сейчас кладбище состоит из двух частей: одна часть гражданские захоронения, где похоронены жители Глади и окрестных деревень; другая часть воинская, где находится братское захоронение советских воинов.
Обелиск воинам, погибшим в время Великой Отечественной войны. Гладь. 1976 год. Фото из личного архива А.Н.Большухина.
Во время Великой Отечественной войны деревянная церковь пережила и немецкую оккупацию, и боевые действия, в результате которых Гладь была отбита нашими войсками. Ее не задели ни русские, ни немецкие снаряды. Она погибла от банальной неосторожности: отбив Гладь, красноармейцы, которым негде было ночевать в разбитой и разоренной деревне, выбрали для ночлега здание церкви. От разведенного внутри костра церковь загорелась. И сгорела дотла.
К сожалению, фотографий самой Никольской Гладской церкви не сохранилось. Во всяком случае, найти их пока не удалось. Но, может быть, у кого-то из гладских жителей лежит в закромах заветное фото?
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.