Краеведческий сайт
Подбор материалов
-> Выберите место

ГЛАДСКАЯ НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Издревле деревня Гладь относилась к приходу церкви села Горнешна. В Горнешенский приход входили само село Горнешно и несколько деревень. В 1796 году это были деревни Веретья — 10 дворов, Гладь — 35 дворов, Гряды — 10 дворов,  Прохоново — 4 двора. В самом Горнешно было 3 двора церковного причта и 10 дворов крестьянских.  (ГАНО, фонд 480, опись 1, дело 1837 Исповедные росписи Новгородского и Крестецкого уездов, 1796 год). К 1866 году в приходе были деревни Веретье — 39 домов, Глади — 69 домов, Гряда -22 дома, Копцы — 29 домов, Луг — 22 дома, Некрасово — 6 домов, Прохоново — 7 домов и само село Горнешно — 20 домов («Новгородский сборник», выпуск IV, 1866 год, стр.18)

Горнешно церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова в селе Горнешно

Как видно из этой статистики, деревня Гладь всегда была самым крупным населенным пунктом прихода, в которой было в 2-3 раза больше домов, чем даже в приходском селе Горнешно, от которого Гладь отстояла на 16 верст. Поэтому в 1867 году на средства прихожан в Глади была построена отдельная однопрестольная церковь, посвященная Святому Николаю Чудотоворцу, которая была освящена 17 марта 1868 года. Церковь была одноэтажная, деревянная, на каменном фундаменте, остатки которого можно видеть еще и сейчас. В одной связи с церковью была выстроена деревянная колокольня, крыши церкви и колокольни покрыты железом. Освящение состоялось 17 марта 1868 года. Гладские жители вспоминают: «…церьков была деревянна, вся крашена, высокая церьков была, красивая… Крес такой громадный на церьквы был…» (интервью с уроженкой Глади Петровой М.Д.)

До 1 октября 1893 года Гладская Никольская церковь состояла приписной к церкви села Горнешна и постоянного причта в ней не было. С октября 1893 года Гладская церковь стала самостоятельной, в нее был назначен свой причт, который начал вести отдельные метрические книги, хранящиеся сейчас в Государственном архиве Новгородской области (ГАНО, фонд 480, опись 2, дело 6 (1893-1908) и дело 7 (1909-1917). В этом же 1893 году тщанием прихожан построены были дома для священника и псаломщика. Дом священника в 1912 году подновляли, а дом псаломщика так и остался ветхим. Дом священника пережил войну, после войны в нем располагался клуб, а в настоящее время он перевезен со старого места у церкви на центральную улицу Глади и является жилым.

Штат Гладской Никольской церкви состоял из священника и псаломщика. Жалование положено было священнику 300 рублей, псаломщику 100 рублей в год. Помимо жалованья причт пользовался процентами (3 рубля 80 копеек) с поминовенного капитала в 100 рублей по Государственному билету 4% ренты (серия 28, №05588) и по приговору прихожан получал ругу (натуральное содержание) – 56 мер ржи и 56 мер овса. Мера – это единица объема, которая применялась для измерения сыпучих тел и равнялась она примерно 26 литрам, а по весу мера зерна была примерно равна пуду, 16 кг. Руга назначена была причту по той причине, что пахотных земель у Гладской церкви не имелось. Сама церковь с погостом занимала 1 десятину земли, да еще было выделено причту 4 десятины сенокосных земель, совершенно неудобных для покоса, и 29 десятин такой же неудобной земли, на которой рос мелкий лес.

С октября 1893 года священником был Феодор Львович Казанский, должность псаломщика исполнял диакон Василий Иванович Богородский. Последние записи, подписанные Ф.Л.Казанским датированы 18 декабря 1905 года, то есть он прослужил в Гладской церкви 12 лет.

После этого в течение нескольких лет, 1905 — 1908, постоянного священника в Глади не было. Периодически обязанности исполняли священники окрестных церквей: Грузинского собора, Деревской и даже Водосской церкви. Периодически на несколько месяцев появлялись разные священники, которых потом перемещали на другие места.

С 1 января до  середины мая 1906 года записи в метрических книгах подписывал священник Владимир Образцов. Видимо, должность эта была для него временной, последняя запись датирована 20 мая 1906 года. С 24 мая по начало октября записи в метрических книгах подписаны священником соседней Деревской церкви Василием Сперанским. С 14 октября 1906 года до 26 мая 1907 года записи ведутся священником Николаем Раевским. Далее имеются записи, сделанные священником Грузинского собора Феодором Никольским (16-17 июня 1907), потом священником Деревской церкви Василием Сперанским (с 7 июня по начало декабря 1907 года в записях о родившихся, а в брачных записях до 10 февраля 1908 года). С 5 декабря 1907 года по май 1908 года включительно записи сделаны иеромонахом Новгородского Антониева монастыря Вениамином, в июне-июле 1908 года – священником Деревской церкви Василием Сперанским, с 27 июля по сентябрь 1908 года включительно иеромонахом Новгородского Юрьева монастыря Висарионом, с октября по декабрь 1908 года иеромонахом Новгородского Отенского монастыря Мелхиседеком, с 7 декабря 1908 года священником Борисом Рождественским. Должность псаломщика все это время бессменно исполнял диакон Василий Иванович Богородский.

С января 1910 в книге расписывается только священник Борис Рождественский. А вскоре, 10 мая 1910 года в метрической книге появляется запись, что 29 мая 1910 года скончался и 1 июня 1910 года погребен на приходском кладбище диакон-псаломщик Никольской Гладской церкви Василий Иванов(ич) Богородский. До июля 1910 года священник Борис Рождественский отправлял службы один после чего рядом с росписями священника Рождественского в книге появляются росписи псаломщика Ивана Ивановича Вишневского. Рождественский задержался на должности священника Гладской церкви до сентября 1915 года, после чего был перемещен к Водосской церкви, а на его место прислан был священник Евгений Вихров, который пробыл в этой должности до 1917 года.

 01.10.1893 – 8.12.1905 священник Феодор Львович Казанский, диакон-псаломщик Василий Богородский
01.01.1906 – 20.05.1906 священник Владимир Образцов, диакон-псаломщик Василий Богородский
24.05.1906 – итоги сентября священник Деревской церкви Василий Сперанский, диакон-псаломщик Василий Богородский
14.10.1906 – 6.05.1907 священник Николай Раевский, диакон-псаломщик Василий Богородский
16-17.06.1907 (разовые записи) священник Грузинского собора Феодор Никольский, диакон-псаломщик Василий Богородский
07.06.1907 –итоги декабря священник Деревской церкви Василий Сперанский, диакон-псаломщик Василий Богородский
16.01.1908 – 10.02.1908 он же (браки), диакон-псаломщик Василий Богородский
05.12.1907 – итоги мая 1908 иеромонах Вениамин (рождения и смерти), диакон-псаломщик Василий Богородский
09.06.1908 – 10.07.1908 священник Деревской церкви Василий Сперанский, диакон-псаломщик Василий Богородский
27.07.1908 – 07.09.1908 иеромонах Виссарион, диакон-псаломщик Василий Богородский
Итоги сентября – 24.11.1908  иеромонах Мелхиседек, диакон-псаломщик Василий Богородский
07.12.1908 – декабрь 1909 священник Борис Рождественский, диакон-псаломщик Василий Богородский
январь 1910 — июль 1910 священник Борис Рождественский
07.07.1910 – 01.09.1915 священник Борис Рождественский, псаломщик Иван Вишневский
Сентябрь 1915 священник Водосской церкви Борис Рождественский
29.10.1915 – 31.12.1917 священник Евгений Вихров, псаломщик Иван Вишневский
01.01.1918 – 04.11.1918 псаломщик Иван Вишневский без священника
04.11.1918 и далее священник Владимир Богданов, псаломщик Иван Вишневский

В метрических книгах села Глади записывались все рождения, смерти и браки, зарегистрированные в приходе Гладской церкви, то есть в селе Глади и окружающих его приходских деревнях: Рахмыже, Юршево. Семьи церковного причта: священника, псаломщика тоже являлись прихожанами этой церкви, поэтому все значимые события в семьях причта — свадьбы, рождения детей, смерти — можно найти в метриках Гладской церкви.

Вот, например, первый священник Никольской Гладской церкви Феодор Львович Казанский — из метрик мы узнаем о его жене Лидии Ивановне, и о ее сестре Клавдии Ивановне, которая вышла замуж за священника Добрякова, служителя Сутокской церкви Боровичского уезда. В семье Казанских было несколько детей: дочь Елена, дочь Мария (1894 г.р.), сын Василий (1896 г.р., ум.в 1897), сын Константин (1900 г.р., ум.в 1900), сын Петр (1904 г.р., ум.в 1904).

У дьякона-псаломщика Василия Ивановича Богородского была жена Параскева Тимофеевна и дети: сын Сергей — в 1901 году послушник Новгородского Антониева монастыря, в 1906 году  учитель Ушерской церковно-приходской школы.  (1906); дочь Клавдия — в 1906 году воспитанница 5-го класса Деревяницкого епархиального училища; дочь Евгения (1894 г.р., ум.в 1895), дочь Антонина (1897 г.р.), сын Анатолий (1901 г.р.), сын Леонид (1906 г.р.), а также дочери Александра и Елизавета. Сергей Васильевич Богородский в 1918 году женился на Марии Федоровне Ратниковой из с.Глади, а Елена Васильевна Богородская вышла замуж за Ивана Ивановича Вишневского, который остался в Глади последним священнослужителем. У четы Вишневских родились в Глади сын Александр (1913 г.р., ум.в 1916) и дочь Мария (1917 г.р.)

Вдова диакона-псаломщика сей церкви Параскева Тимофеева Богородская отмечена в церковных ведомостях за 1914 год: «…50 лет, пенсии от казны получает 33 рубля 33 коп, эмеритуры (дополнительной пенсии, аналога страховой части современной пенсии – мое прим.) 52 рубля 80 коп, пособия из Епархиальнаго Попечительства 33 рубля в год. (Происходит) из духовнаго звания. Дети Зиновия 23 лет, состоит просфорней, Виктор 21 года работает на фабрике, Антонина 17 лет учится в Мариинской второклассной женской школе на казенном содержании, Евгения 16 лет учится в Деревяницком Епархиальном женском училище на казенном содержании, Анатолий 12 лет, работает на фабрике и Леонид 8 лет, находится при матери. Теща псаломщику Ивану Вишневскому.»

У священника Евгения Вихрова была жена Елена Ефимовна.

В архивах сохранился послужной список священника Бориса Михайловича Рождественского: «…Резолюцией Его Высокопреосвященства за №2430 от 6 апреля 1911 года награжден набедренником, жалованья от казны получает 300 рублей, доходу от прихода 150 рублей, за преподавание закона Божьего в Гладской земской школе получает из Крестецкой земской управы 80 рублей в год. (Происходит) из духовного звания, (образование получил) в Новгородской Духовной семинарии, из 5-го класса уволен по прошению вследствие болезни. Указом Новгородской Духовной Консистории за №1699 от 10 марта 1903 определен на штатное диаконское место к Лученской церкви Тихвинского уезда. Состоял законоучителем безплатно в Обринской церковной школе и в Лученской и Селивановской земских школах. Резолюциею Его Высокопреосвященства за №2952 от 14 июля 1916 года определен в священники к Ельницкой церкви Белозерского уезда. Состоял законоучителем безплатно в Ельницкой церковной школе. Резолюциею Его Высокопреосвященства за №15967 от 31 октября 1908 перемещен на священническое место к сей церкви. Состоит законоучителем в Гладской земской школе. … Жена Серафима Владимирова род. 1880 года 25 ноября, дети Елизавета 1904 года 1 февраля, Мария 1906 года 22 января, Серафима 1908 года 28 мая, Алексей 1911 года 17 марта».

Аналогичный послужной список псаломщика Ивана Ивановича Вишневского: «…ничем не награжден, жалованья от казны получает 100 рублей, доходу от прихода 50 рублей. (Происходит) из граждан, (образование получил) уволен из 2 класса Новгородского Духовнаго училища. Резолюцией Его Высокопреосвященства за №583 назначен псаломщиком к сей церкви 23 июня 1910 года. («Был ли в походах против неприятеля и в самих сражениях и когда именно, не было ли каких особых поручений и отличий») – Был против Японии, 1 и 2 июня 1904 года под Вафангоу. Отличий не было. Жена Елизавета Васильева, род.1884 года 14 октября, дети Владимир 1911 года 5 июня, Александр 1913 года 2 апреля». Позже у Вишневских родился еще один сын Александр (1924 г.р.) и дочь Серафима.

В советское время священником Никольской Гладской церкви был Ферапонт Иванович Новгородский. В 1937 году был арестован и 4 октября 1937 года расстрелян. В 2013 году его имя увековечено на одной из памятных плит Мемориала репрессированным священнослужителям в г.Чудово у церкви Казанской иконы Божией Матери.

В 1939(?) году Гладская церковь была окончательно закрыта.

Кладбище Гладь

При Гладской Никольской церкви расположено приходское кладбище. Ограда его представляет собой небольшую, около метра высотой, валунную насыпь. «…Там ограда из камней вокруг и когда родители на Троицу на кладбище шли, мы маленькие по этим камешкам бегали…» (интервью с Кузнецовой, дев.Большухиной Т.Н.) Такие каменные оКладбище цифры над входомграды были достаточно широко распространены на новгородчине. Ворота при входе на кладбище также каменные, перекрытые сверху достаточно большой горизонтальной каменной плитой. На ней выбита дата: 1852(?) год, а по свидетельствам жителей, кладбище это используется с 1802 года.

Кладбище в Глади

Вид с Гладского кладбища на улицу Никольскую. Слева дом Буйдиных, в котором после войны размещалась Гладская начальная школа.
Фото из семейного архива Т.Горбан (потомка Буйдиных)

Сейчас кладбище состоит из двух частей: одна часть гражданские захоронения, где похоронены жители Глади и окрестных деревень; другая часть воинская, где находится братское захоронение советских воинов.

Гладь обелиск 1976

Обелиск воинам, погибшим в время Великой Отечественной войны. Гладь. 1976 год. Фото из личного архива А.Н.Большухина.

Во время Великой Отечественной войны деревянная церковь пережила и немецкую оккупацию, и боевые действия, в результате которых Гладь была отбита нашими войсками. Ее не задели ни русские, ни немецкие снаряды. Она погибла от банальной неосторожности: отбив Гладь, красноармейцы, которым негде было ночевать в разбитой и разоренной деревне, выбрали для ночлега здание церкви. От разведенного внутри костра церковь загорелась. И сгорела дотла.

К сожалению, фотографий самой Никольской Гладской церкви не сохранилось. Во всяком случае, найти их пока не удалось. Но, может быть, у кого-то из гладских жителей лежит в закромах заветное фото?

3125 просмотров всего 1 просмотров сегодня
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031