По современному административно-территориальному делению деревня Гладь относится к Чудовскому району Новгородской области и находится в 12 километрах восточнее сельского поселения Грузино, на реке Обуйке. Но история Глади начинается в далекой древности, как минимум в середине XVI века.
Топографическая карта аэрогеодезического треста Новгородской области. 1932
В XV-XVI веках деревня Гладь относилась к Пречистенскому Деревскому погосту, который в свою очередь находился в Обонежской пятине. В те времена слово «погост» обозначало не кладбище, а административно-территориальную единицу. Ближайший современный аналог – это слово «район». Центром погоста обычно было крупное село с церковью. В Деревском погосте это было село Дерева, в настоящее время называющееся деревня Дерева. Пятина – более крупное территориальное образование, объединяющее несколько погостов. Ближайшим аналогом можно считать современную область, объединяющую несколько районов. В очень приближенном «переводе» на современный язык, деревня Гладь находилась в Деревском «районе» Обонежской «области».
В 1727 году была образована Новгородская губерния, поделенная на уезды. Гладь и ее ближайшие окрестности числились в Крестецком уезде, на самой окраине его, рядом с границей Новгородского уезда – например, село Грузино, лежащее в 12 километрах от Глади и ближние деревни Переход, Сивора, Березеево, Мелехово считались уже Новгородским уездом.
Первые письменные упоминания о деревне Гладь датированы 7072 годом от сотворения мира (1564 годом от Рождества Христова). В древности использовалась византийская система летоисчисления, ведущаяся «от сотворения мира» или «от Адама». Согласно этому календарю, Иисус Христос родился в год 5508-й от сотворения мира. Поэтому, чтобы перевести годы «от сотворения мира» в годы «от Рождества Христова», надо отнять от нужной даты 5508 лет. 7072-5508=1564 год.
В писцовой книге Обонежской пятины письма Андрея Плещеева 1564 года (опубликована в книге: К.Баранов. Писцовые книги Обонежской пятины XVI века. С-Пб,1999, стр.135-136) описана «в Пречистенском погосте в Деревах деревни Горнецкого монастыря: деревня Глядь, во дворе Иванко да Осташка да Дорот Микитины дети; во дворе Якуш Гаврилов; во дворе Степанко Олексеев да сын ево Волотка; во дворе Гаврилка Власов; во дворе брат ево Гридка; во дворе Савка Власов; во дворе Феклистко Иванов да брат ево Филипко; во дворе Овдокимко Григорьев да брат ево Иванко; во дворе Гришка Гридин; во дворе Якуш Ларионов; во дворе Захарков Гавров; да в той же деревне бобыльских дворов: во дворе Осташко Степанов; во дворе Тимошка Гаврилов; сеют в поле ржы полвосмы коробьи, сена косят семьдесят копен, 3 обжы». Термин «бобыль» раньше означал не одинокого бессемейного крестьянина, а просто крестьянина-арендатора, который не имел земли в собственности, а арендовал ее у других владельцев. У бобыля могла быть вполне значительная семья — жена, многочисленные дети и другие близкие родственники, живущие с ним под одной крышей.
Устные предания этих мест говорят, что в селе Горнешне был мужской монастырь. Предание это подтверждается и текстом писцовой книги, и надписью на деревянном кресте, находящемся в старой церкви с.Горнешна, который поставлен был «…лета 7100 (1592) мая в 23 день … при строителе Нифонте с братиею тоя обители» и чеканной надписью по серебру на нижней деке Евангелия: «лета от Адама 7235 года, от Рождества Христова 1731 года Марта 22 дня положен сей оклад серебряный на святое евангелие… Огорнецкий монастырь рачение белаго священника Венедикта Евсигнеева» (опубликовано в книге «Новгородский сборник», выпуск IV, 1866 год, стр.16).
В книге В.В.Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи», изданной в Санкт-Петербурге в 1890 году, есть описание Горнецкого монастыря: «…Несомненно существовал в 1490 году, когда архиепископ новгородский Геннадий стригольника чернеца Захара «велел есми его послати в пустыню на Горнечно». Пустынь – монашенское поселение, расположенное в удаленном, пустынном, ненаселенном месте. В 1576 году есть упоминания о строителе этого монастыря Феодорите, в 1592 году о строителе Нифонте, в 1667 году о строителе Савватее. Судя по тому же преданию, позже монастырь потерпел разорение от похода «литвы» в Смутное время (1610-1614 годы), после чего долгое время службы в храме не было. Постепенно богослужения возобновились, монастырь возродился, но когда это произошло, точных сведений нет. В 1667 году Горнецкий монастырь был приписан к монастырю Юрьевскому, а в 1686 году переписан к Новгородскому Архиерейскому дому. Монастырь просуществовал до 1764 года и был закрыт в период секуляризационной реформы при Екатерине II, когда множество обителей были упразднены, чтобы земли их передать в государственную казну.
Как видно из текста писцовой книги 1564 года, в те времена было в Глади всего 13 дворов, и владел ими Горнецкий монастырь. Помимо Глади в этом районе монастырю принадлежали еще деревня Обуя, починок Прохоное, починок Васильев (починок — это недавно поселенная деревня). Починок Прохоное разросся впоследствии до деревни Прохоново, а починок Васильев развития не получил и сгинул в пучине истории.
Впоследствии Гладь, как и многие деревни Северо-Запада, постигло разорение Смутного времени и в переписи 1678 года числится всего 6 крестьянских и бобыльских дворов. Это были не последние бедствия Глади. Во время Северной войны, когда шведы в этой местности чувствовали себя хозяевами и разоряли все селения, до которых могли дотянуться, население здесь еще более убыло и к 1710 году, когда Петр I отогнал шведов и провел на отвоеванных территориях перепись, осталось в Глади, принадлежавшей тогда Горнецкому монастырю, всего 3 крестьянских двора:
«Софейского приписного Горнецкого монастыря вотчина деревня Глади а в ней крестьянские и бобыльские дворы: во дворе крестьянин Оксен Афонасьев восмидесяти лет, жена у него Ксения семидесяти лет, у него сын Влас сорока лет, жена у него Анна тритцати пяти лет да племянник у него Тихон Стефанов пятидесяти лет, жена у него Марфа сорока семи лет; во дворе крестьянин Григорей Иванов восмидесят лет, жена у него Соломонида семдесят лет, да брат у него родной Стефан шестидесяти лет, жена у него Федора пятидесяти трех лет, у него дети сын Федор дватцати лет, дочь Матрена семнатцати лет; во дворе крестьянин Федот Власов семидесяти лет, жена у него Ненила шестидесяти лет, сын у него Лука тритцати пяти лет, жена у него Елена тритцати лет, да брат у него родной Василей пятидесяти лет, жена у него Агафья сорока лет бездетны. Итого в той деревни вжиле крестьянских 3 двора, людей в них мужеска и женска полу 18 человек, в том числе мужеска полу 9 человек… Тое же деревни пустые крестьянские дворы: пустого двора крестьянин Иван Михайлов умре з женою в прошлом 709 годе, а детей у него никого не осталос. Пустого двора крестьянин Стефан Афонасьев умре з женою и з детми тому пятнацтать лет. Пустого двора крестьянин Макарей Иванов умре з женою и з детми в прошлом в 701 году, а сын ево Егор холост умре на работе в Санкт Питербурхе в прошлом же 703 году. А по переписной книге 186 году (7186 = 1678 год от Р.Х.) написано в той деревни крестянских 6 дворов напротив прежней переписной книги убыло 3 двора крестьянских…» Оригинал этой переписи хранится в Москве, в Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА, ф.1209, оп.1, д.8601, л.507-507об)
Однако в Петровские времена жизнь на Северо-Западе России оживилась. Перестали угрожать этой местности шведы, к новой строящейся столице Санкт-Петербургу потянулись люди, товары. Деревня Гладь, находящаяся на Большой Боровицкой (Боровичской) дороге, тоже начала быстро расти и в 1796 году в ней было уже 35 дворов (данные из исповедных росписей Горнешенской церкви, хранящихся в Государственном архиве Новгородской области, фонд 480, опись 1, дело 1837). В 1866 году в Глади насчитывалось 69 дворов («Новгородский сборник», выпуск IV, 1866 год, стр.16), а в 1879 году — 72 двора (Военно-топографическая карта Российской Империи, созданная под руководством Ф.Ф.Шуберта и П.А.Тучкова. 1879 год. Масштаб: 3 версты на дюйм. Ряд: IV, лист: 10)
В 1909 году деревня Гладь, находящаяся на землях Гладского сельского общества при реке Обуйке, насчитывала 131 дворовое место, где были расположены 132 жилых строения. Население деревни составляло 793 человека: 406 мужчин и 387 женщин. Ближайшее почтовое отделение находилось в 12 верстах, однако в самой деревне имелась школа и приходская церковь («Список населенных мест Новгородской губернии», выпуск 4: «Крестецкий уезд», 1909)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.