Краеведческий сайт
Подбор материалов
-> Выберите место

В 2019 году Будогощской средней школе исполнится 100 лет. Этот юбилей – хороший повод вспомнить и всех учителей, которые создавали среднюю школу в поселке Будогощь в 1919 г., и всех, кто стоял у истоков народного образования на Будогощской земле в ее «допоселковой» истории. В 1893 г. в деревне Большая Будогощь открылась земская школа, в которой обучались ребята из деревень Большая и Малая Будогощь, а также из деревни Могилево. Истории этой школы посвящен этот очерк, составленный на основе архивных материалов.

Земские школы создавались в России начиная с 1864 г. Для ребят деревень Большой и Малой Будогощей возможность учиться в такой школе появилась в 1884 г., когда была открыта земская школа в деревне Будково (тогда она называлась Буткова), к приходу церкви которой и относились деревни Большая и Малая Будогощи. Деревня Будково находится на берегу реки Пчевжа в 5-ти км на восток о Будогощи. Помимо тогдашних Бутковчан и Будогощан в той школе обучались ребята из деревень Погорелово (Погорелова), Градоша (Грядоша), Званка, Горятино, Бестоголово (Бестоголова) и Якшино (Яшкина), всего в 1884/85 учебном году к школе было причислено 40 учеников: 32 мальчика и 8 девочек. Из них 37 были крестьянскими детьми, а 3 детьми духовенства [1].

Сама школа располагалась в частном съемном выстроенном для жилья деревянном доме. В классном помещении размером 7 на 5 метров могли поместиться 45 учеников, отапливалось это помещение русской печью [1].

Учителем Закона Божия, или как тогда его называли законоучителем, был священник Бутковской Георгиевской церкви Павел Данилович Созин, окончивший в 1867 г. Новгородскую Духовную Семинарию, на момент открытия земской школы ему было 40, лет. Учителем других предметов был Андрей Гаврилович Остроумов, которому в 1884 г. был 21 год, уроженец деревни Луг, окончивший в 1882 г. курс Александровской учительской школы [1].

Следует отметить, что 5 верст – расстояние от Будогощи до Будково – это предельная удаленность деревни от школы по той сети распределения земских школ, которая существовала в 1880-е гг. в Тихвинском уезде [2]. Надо полагать, что и сами ученики, и их родители не были рады такому расстоянию от деревни до школы, ведь времени на дорогу уходило много и времени на хозяйственные дела оставалось меньше. В том числе из-за такой удаленности школы от деревни не все ученики регулярно посещали школу, что отрицательно сказывалось на их грамотности. Некоторые ученики Бутковской школы во время розлива реки и в плохую погоду ночевали у родных, своих товарищей и у законоучителя [1].

Также ограничению развития грамотности способствовало нежелание части крестьянства вообще отправлять своих детей в школу из-за боязни того, что «ребенок выше отца-матери вырастет», и из-за низкой оценки роли образования вообще — «деды не учились, и нам, стало быть, не надо; в старину люди крепче были да богаче жили, а грамоте не умели» [3].

Проблема с удаленностью школ имела место и для многих других деревень, поэтому сеть земских школ по мере возможностей постепенно уплотнялась, и школы становились ближе к своим ученикам. Для жителей Большой и Малой Будогощи это случилось в 1893 г. 30 августа этого года на народном сельском сходе крестьяне составили протокол, или как тогда его именовали «приговор», в котором так говорили о решении ситуации со школой [4]:

«Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Новгородской губернии Тихвинского уезда Васильковской волости Будогощского сельского общества деревень Большой и Малой Будогощь в числе 70 домохозяев, быв сего числа на сельском сходе в присутствии своего сельского старосты Ивана Николаева [Бычкова – прим. Полисадова А.Е.], имели суждение об обучении своих детей. При обсуждении вышеозначенного вопроса выяснилось, что обучать своих детей в имеющейся у нас Бутковской земской школе за дальностью расстояния (пять верст) нам не совсем удобно и опыт прежних лет показал, что в Бутковской школе мы обучаем лишь четвертую часть всех их, тогда как нам крайне желательно обучать всех детей. Такая неудовлетворительность в обучении детей заставила нас признать необходимость обучать их в дер. Большой Будогощи. Но не имея возможности на исключительно на свои собственные средства устроить школу и содержать ее, мы решили обратиться с ходатайством к Тихвинскому Уездному Земскому Собранию об открытии в деревне Большой Будогоще отделения Бутковской школы …»

Подобный приговор встречается также, например, среди документов об открытии Бестоголовской школы [5]. Надо полагать, что такой порядок решения вопросов через крестьянские приговоры был общепринятым для Тихвинского и, вероятно, других уездов.

Так сложились обстоятельства, что к тому моменту Бутковская школа уже требовала расширения для новых учеников. Для этого расширения Земская Управа ассигновала 250 рублей. Но крестьяне и земство в скором времени посчитали, что целесообразнее эти средства потратить на организацию отделения Бутковской школы в Будогощи и это будет удобнее, чем просто расширение школы в Бутково. В дополнение к жалованию учителю, которое выплачивалось земством и составляло 120 рублей в год, крестьяне обязались платить 42 рубля в год (по 30 копеек с крестьянина, коих было 140 человек) и по двадцать пять копеек в год с каждого мальчика и с каждой девочки школьного возраста – от восьми до двенадцати лет включительно [4].

Этот приговор был препровожден священником Бутковской церкви Павлом Даниловичем Созиным по адресу – в Тихвинскую Уездную Земскую Управу. Управа вынесла этот вопрос на рассмотрение Земским Уездным Собранием, которое утвердило на заседании 8 октября 1893 г. открытие отделения Бутковской школы в деревне Большая Будогощь [4].

Организацией нового отделения школы занялся Павел Данилович Созин. Первой учительницей нового отделения школы стала его дочь Мария Павловна Созина, на новую должность ее перевели с должности помощницы учителя Бутковской школы [4].

Первоначально планировалось, что до постройки собственного здания школы крестьяне Большой и Малой Будогощи для размещения отделения школы сняли деревянный дом. Также крестьяне взяли на себя обязательства по обеспечению отделения школы дровами и сторожем [4].

В новое отделение требовалась также мебель, письменные принадлежности и учебный материал. Земская управа прислала карандаши, грифели, перья, ручки, чернильный порошок, чернильницы и бумагу, а также книги. Из деревни Недашицы привезли грифельные доски. Часть парт для нового отделения закупило земство, а часть взяли из Бутково. Все эти хлопоты до полного обеспечения нового отделения заняли без малого год с момента решения о его открытии [4].

Между тем, по прошествии первого учебного года в Будогощской школе Мария Павловна Созина в связи «с выходом в замужество» оставила учительскую деятельность. Срочно потребовался новый учитель. Новой учительницей стала Серафима Ивановна Завулонская, переведенная в Будогощь с должности помощницы учительницы Александровой из школы в деревне Недашицы. К исполнению новых обязанностей Серафима Ивановна приступила с 1-го ноября 1894 г. и проработала на этой должности один учебный год. В последующие учебные годы новые учителя проработали так же по одному учебному году, в 1895/96 учебном году в школе преподавал учитель А. Н. Мельницкий, в 1896/97 – учительница С. С. Зверева (их имена и отчества, к сожалению, неизвестны) [4]. При учителе Мельницком по его инициативе в 1895 г. при школе была открыта также и Воскресная школа [6]:

«Встречая среди окружающего взрослого населения поголовное безграмотство и слыша частые заявления о желании учиться, я решил учить занятиям с ними в воскресное послеобеденное время. А.Н. Мельницкий».

Первый учебный год показал, что от того, что школа стала ближе, количество учеников оказалось значительно выше ожидавшегося при открытии отделения. Поэтому уже через год после открытия Будогощского отделения Бутковской земской школы крестьяне и волостная управа попросили о преобразовании отделения в самостоятельную Будогощскую земскую школу, что и произошло впоследствии [4]. Самостоятельной школа стала в 1895 г., точной даты неизвестно, т.к. в изученных архивных материалах документы между 1894 и 1896 годами носят довольно фрагментарный характер. Что касается точного количества учащихся, то тут есть разные данные. Крестьяне деревень Большая и Малая Будогощь при подаче ходатайства о самостоятельности своей школы утверждали, что за 1893/94 учебный год количество учащихся от их деревень составило 60 человек [4], следует понимать, что это количество детей школьного возраста, а не количество фактически посещающих школу. Официальная же статистика говорит, что через два года в 1896/97 учебном году количество детей трех школьных возрастов (8-11 лет) в деревнях Большая и Малая Будогощь, а также в деревне Могилево составляло 49 человек [2]. Разница объясняется, вероятно, различными методами подсчета и уровнем ведения статистики в то время. Фактически же в 1897 в Будогощской земской школе обучались 28 человек [7].

Не до конца ясна судьба здания, которое в 1893 г. крестьяне вызвались построить для школы. В документах имеется даже «План будущей школы в д. Будогощь», набросанный Павлом Даниловичем Созиным в тот год. Согласно этому плану здание школы должно было иметь три помещения: классную комнату, помещение учителя и коридор с удобствами [4]. Однако, каких либо документов, сообщающих о вводе нового здания, в архивном деле нет. В то же время, уже в документах от 1897 года касающихся здания школы и его обслуживания начинает упоминаться необходимость проведения различного рода ремонтов: перекладка печи, утепление полов и потолка, конопачение стен. Поэтому можно осторожно предположить, что коль ремонт потребовался столь быстро, обучение происходило не в новом здании школы. Необходимость проведения такого же ремонта снова возникает в 1899 г.

Помимо учителей у школы были еще попечители из числа жителей деревни, которые, как могли, помогали в решении школьных вопросов, прежде всего хозяйственных – изыскивали возможности проведения необходимых работ местными силами. В разное время над школой попечительствовали Михаил Тимофеевич Лукьянов и Иван Васильевич Богданов [4].

В 1898 г. в школу учителем пришла работать учительница А. Михайлова, которая проработала в ней до середины 1904 г. В документах о школе мы находим большое количество свидетельств ее активной хозяйственной деятельности. Помимо текущих работ по ремонту школьного здания, замене мебели и учебного материала, учительница Михайлова также инициировала некоторые улучшения: появилась печь-чугунка, на окнах появились вторые рамы и ставни, а само здание школы было обшито доской, для последнего улучшения лес в количестве 50 бревен был пожертвован лесопромышленником Мануилом Марковичем Виленкиным. Разумеется, хозяйственные заботы касались в первую очередь и предметов [4].

В 1904 г. на должность учителя Будогощской земской школы заступил Владимир Алексеевич Чернов, получивший в том году звание учителя начальных училищ с правом преподавания в 2-хклассных училищах. В 1907 учительницей в школе работала учительница Хлиплева, к сожалению, эту службу ей пришлось покинуть в  1909 г. в связи с недугом. На посту учителя ее сменила учительница Фокина [4].

К тому моменту, как следует из архивных документов, школа расположилась в деревне Малая Будогощь. В этой же деревне в снятой избе жила и учительница, но изба эта была летней. Свободных зимних изб, которые можно было бы снять для учителя, в Малой Будогощи не было, а разлив реки и отсутствие регулярной переправы исключали возможность аренды жилья в Большой Будогощи на другом береге р. Пчевжа. Поэтому учительница Фокина добивалась строительства пристройке к школе в качестве помещения для учителя [4].

Количество учеников значительно выросло к тому моменту, поэтому в 1911 г. для  поддержки к Будогощской земской школе был приписан второй учитель, эту должность заняла учительница А. Яблонская. Последней же принятой на работу в школу учительницей стала В. Н. Соколова–Вовалер, это было в 1912 г. [4]

Как уже видно из изложенного выше все школьные хозяйские хлопоты находилась на плечах самих учителей, это и ремонт, и заготовка дров, и наем сторожа и прочие вопросы. Больше всего хлопот учителям Будогощской земской школе доставляли печи, которые чадили (доходило даже до того, что ученики падали в обморок от угара) и постоянно требовали ремонта, так из-за печи в 1911 г. в школе даже случился пожар, к  счастью никто не пострадал. Жили учителя Будогощской школы при ней самой, как и большинство учителей земских школ того времени [4].

Как уже было упомянуто, в середине 1890-х гг. количество детей школьного возраста в деревнях Большая и Малая Будогощь и их окрестностях составляло около 40-60 человек, в 1897 г. Фактически обучались в школе 28 человек. В 1903 году учительница Михайлова писала о потребности в 21 шт. двухместных парт на 42 человека [4]. В 1908 г. количество детей школьного возраста (8-11 лет) в приписанных к школе населенных пунктах (Б. и М. Будогощь, Могилево, Старинка) сотавляло 69 человек из которых постоянно обучались в школе 41 [8].

К 1910/11 учебному году количество учеников составило 83 человека [4]. Общая статистика по земским школам России говорит нам, что в 1880 г. подавляющее большинство учащихся (свыше 87%) были мальчики [9], для Новгородской губернии это значение в 1896 г. составило 82%, а для Тихвинского уезда в том же году — 77% [7]. В Будогощской земской школе в 1897 г. из 28 учеников девочек было только две [7]. Со временем менялось восприятие крестьянами роли образования для девочек и в 1911 среди учеников земских школ их было порядка одной трети [10]. Можно предположить, что и состав учащихся Будогощской земской школы изменился соответствующим образом к середине 1910-х гг.

Среди книг, по которым в Будогощской и в других земских школах Тихвинского уезда обучались тогда ребята, были Книга для чтения автора Баранова, Родное Слово Ушинского, Азбуку Бунакова, издания Закона Божия авторств Соколова и Чельцова. Среди учебников Бестоголовской школы, которые также могли быть и в Будогощской школе, есть Практический курс правописания Некрасова, задачники Гольденберга и Евтушевского [4].

О дальнейшей истории Будогощской земской школы и ее учителях других сведений на сегодняшний день не выявлено.

 

Александр Полисадов

 


Список материалов:

  1. Очерк народного образования в Новгородской губернии за 1884/85 уч. год. Новгород. Типография А.С.Федорова. Легощая ул. д. Гуниной. 1887 г.
  2. Нормальные сети школ Новгородской губернии при введении всеобщего обучения (по данным за 1896/97 учебный год). Новгород. Губернская типография. 1899.
  3. Перетц В.Н. Деревня Будагоща и ее предания // Живая Старина. 1894. Вып. 1.
  4. О Будогощской школе, о назначении второго учителя в школу; о зарплате учительницы Яблонской; ремонт школы. ЦГИА СПб. Фонд 1034, опись 1, дело 480.
  5. О Бестоголовской школе. Список учеников. Об открытии школы в Недашецкой волости и найме помещения для нее. ЦГИА СПб. Фонд 1034, опись 1, дело 654.
  6. Об открытии воскресной школы при Будогощском земском училище. ЦГИА СПб. Фонд 1034, опись 1, дело 553.
  7. Труды новгородского губернского земства по введению всеобщего обучения в губернии. Приложение к докладу о введении всеобщего обучения. 1897 г.
  8. Школьная сеть Тихвинского уездa. Составленная Новгородской губернской земской управой по данным на 1 января 1908 года. Новгород. Губернская Типография. 1908.
  9. Статистический временник Российской империи. Серия III. Выпуск первый. Сельские училища в Европейской России и Привислянских губерниях / Изд. Центр. стат. к-та МВД. — СПб.: Тип. МВД, 1884.
  10. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М.: Польза, 1912.

 

1896 просмотров всего 1 просмотров сегодня
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930