Краеведческий сайт
Подбор материалов
-> Выберите место

Владимир Семенов.
Оригинал статьи: http://www.armpress.info/moya-malaya-rodina_4.html


За три с лишним года работы в газете «Родина» я успел совершить десятки рабочих поездок по чудовским селам и деревням. И всякий раз возвращался из таких маленьких путешествий по родному краю с богатым багажом собранной информации и впечатлений. В последующем всё это ложилось в основу моих газетных материалов под рубрикой «По родному краю». Правда, в записных книжках и рабочих блокнотах еще осталась масса нетронутых и интересных тем.

 

Ведь не секрет, что главными носителями народных традиций сейчас остаются пожилые люди – коренные жители сел и деревень. Не будет этих хранителей, и народная традиция прервется. Зарастут тропинки к почитаемым родникам и культовым камням, к старинным поклонным крестам, священным рощам и борам. В наших силах этого не допустить.

РОДНИКИ

К настоящему времени мне удалось собрать информацию о 7 почитаемых родниках, находящихся на территории Чудовского района. К их числу принято относить святые колодцы и озера. Таких озер в наших краях, похоже, нет, но вот про один из святых колодцев информацию зафиксировать удалось.

Это «Святой колодичек» в селе Водосье. В наши дни его можно считать утраченным. Хотя, правильнее будет сказать, точное местонахождение источника пока не установлено. Дело в том, что в самом селе Водосье не осталось местных жителей. Сегодня это дачный поселок. А коренное население уже давно перебралось жить в город Чудово и другие места Новгородской и Ленинградской областей. Вся информация о «Святом колодичке» получена мною от уроженок села Водосье, которые проживают в Чудове. Это – Любовь Васильевна Трепакова и Татьяна Васильевна Давыдова.

Святой источник находился в селе, на берегу ручья Водоска. Рядом с ним до войны 1941-1945 годов стояла деревянная часовня. Еще рядом с колодцем росла большая ель, но она до наших дней не сохранилась, хотя могла бы сегодня служить хорошим ориентиром для поисков самого источника. По словам Л.  В. Трепаковой, ель была такой, что «мы с подружками втроем не могли обхватить ее ствол руками».

«Святой колодичек» представлял собой глубокую яму квадратной формы, размером метр на метр. Сруба не имел. «Не знаю даже, почему наши деревенские мужики не сделали в колодце сруб, – рассказывает Л. В. Трепакова. – Может, потому, что каждую весну колодец заливало выходившей из берегов Водоской».

Еще в советские годы святой источник заплыл землей. «Раньше хоть, до войны, за ним ухаживали, очищали. А потом всё забросили». Любопытно, что даже в таком запущенном виде «колодичек» считался священным. Жители села Водосье и окрестных деревень брали с него сырую землю, которой приписывались целебные свойства.

В довоенные годы за святой водой на колодец приходили каждый день, Чуть что у кого случилось – идут на колодичек. И ведь всем вода помогала. Много народу приходило. Вся округа про источник знала. Больше всего, конечно, старики почитали это место.

Зимой, в Крещение, напротив «Святого колодичка» прямо во льду Водоски делали прорубь – «иордань». Но в советские годы эта традиция постепенно угасла. Более того, поменялось отношение и к самому святому колодцу. Его всё чаще использовали в качестве источника питьевой воды. Так, летом возле него ставили длинные столы, за которыми обедали колхозники. Во время приготовления еды использовали воду из колодца. При этом, надо заметить, к святому месту продолжали относиться с уважением. В самом колодце не принято было мыть посуду или полоскать белье.

В завершение необходимо сказать несколько слов о культовых сооружениях в селе Водосье. До войны 1941-1945 годов здесь стояла каменная церковь и две деревянные часовни. Одна из часовен находилась возле «Святого колодичка». В годы войны и церковь, и часовни были утрачены.

Любовь Васильевна вспоминает, что еще в 30-е годы местные жители переносили из одной часовни села деревянную статую (!) Параскевы Пятницы: «Четыре мужика несли статую. А то, может, и больше было народу. Помню только, что с передыхом всё несли: пронесут немного, поставят на землю, отдохнут и опять несут дальше».

Кстати говоря, один из престольных праздников села Водосье как раз и был посвящен Ильинской Пятнице (последняя пятница перед 2 августа – днем Ильи-пророка). Вторым престольным праздником был Покров (14 октября).

Есть еще одна интересная информация. В часовню, посвященную Ильинской Пятнице, женщины села Водосье и окрестных деревень приносили в качестве обета овечью шерсть. Обычно это делалось в том случае, если в семье случалась беда, или кого-то из домочадцев настигал неизлечимый недуг.


 

 

 

2070 просмотров всего 1 просмотров сегодня
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Февраль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728