Н.В.Мурашова.
Виды села Грузино. Альбом литографий
(выдержки из статьи)
К числу наиболее ранних изображений провинциальных городов и усадеб следует отнести «Виды села Грузина» — знаменитого архитектурно-паркового ансамбля, созданного Ф.И. Демерцовым и В.П. Стасовым. Издание включало 36 эстампов, которые литографировались в 1821—1825 годах по заказу владельца Грузина графа А.А. Аракчеева в литографской мастерской, организованной им в своем имении при школе военных кантонистов.
Историко-культурная значимость этих литографических произведений несомненна уже потому, что в них запечатлен уничтоженный во время Второй мировой войны уникальный ансамбль русского поместного зодчества эпохи позднего классицизма, ведь Грузино было почти полностью разрушено во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Исследователи выделяют три вида издания:
- Черно-белая печать. В 2013 году именно такого вида 2 тетради из 6 были проданы за рекордные 170,8 тыс. у.е. (при старте с 50 тыс. у.е.).
- Коричневая печать. 25 литографий храниться в Отделе редкой книги библиотеки Эрмитажа. Предположительно сделан специально для перевода на тарелки. Тридцать шесть тарелок с видами Грузина были изготовлены на заводе Юсупова.
- Раскрашенное от руки издание. Уникальные 30 литографий (один из них— дубляж) принадлежит Музею архитектуры им. А. В. Щусева в Москве.
* * *
Тетради I-VI. 36 л. (по 6 листов в каждой) + фронтиспис. Размеры тетрадей — 30,2х47,6 см. Литографское заведение при Школе кантонистов, существовавшей в усадьбе. 1821-1824. Крепостной архитектор Иван С. Семёнов и группа военных кантонистов: Г. Безуглов, С. Родионов, Красиков, Пётр Дымов, Михайлов, Агафонов, Бочкарёв, П. Колмаков, Г. Каношенкин, А.П. Павловский, С.М. Павловский и М.М. Зверев. Первые пять тетрадей в литографированных обложках с гербом Аракчеева.
На видовых литографиях изображён завораживающий современников ансамбль, созданный архитектором Ф.И. Демерцовым на высоком берегу реки Волхов. Последующие ампирные изменения усадьбы, внесенные архитектором В.П. Стасовым, также запечатлены в графической серии. Она уникальна по объему и превосходит все известные серии архитектурных видов. Некоторые источники утверждают, что серия была издана тиражом всего в девятнадцать экземпляров. Уже в середине XIX века она считалась уникальной и в полном составе почти не встречалась. А это значит, что до нас дошло очень мало оттисков.
Вся графическая серия «Видов Грузина» представляет огромный интерес как один из первых опытов изображения провинциальной усадьбы, как образец ранней русской литографии и произведение художников — выходцев из народа. Величайшая редкость и недостижимая мечта многих поколений коллекционеров! Две тетради из этого собрания были проданы в апреле 2014 года за 152 500 долларов неизвестному коллекционеру на аукционе известного аникварного дома.
У знаменитого петербургского коллекционера Сергея Леонидовича Маркова читаем:
«Из числа изданий, печатавшихся в вотчине Аракчеева в очень ограниченном количестве экземпляров и не попадавших на книжный рынок, есть такое, которое можно назвать великолепным по типографскому выполнению. Это редчайшие «Виды села Грузина». Всего вышло 36 видов и фронтиспис. Первые 30 видов напечатаны в виде пяти тетрадей, по шести листов в каждой, в желтых, украшенных с лица красиво орнаментированной рамкой литографированных обложках. В рамке под заглавием — герб Аракчеева. Виды рисованы крепостными художниками на камне и превосходно оттиснуты на белых листах черной краской. Последних шести листов я не видел в обложке. Эти листы — серо-голубоватой бумаги. Фронтиспис — гравированный.
Н. П. Смирнов-Сокольский описывает это издание как «альбом из шести тетрадей, в которых помещено сорок литографий», не упоминая о фронтисписе (Рассказы о книгах. 1959. С. 440.) Это недоразумение. Здесь, вероятно, сосчитаны литографии, представляющие одинаковые виды, но рисованные разными художниками. Такие листы приложены и к моему экземпляру. Были оттиски коричневой краской, а также на бумагах разных цветов. Но никак не может быть в шести тетрадях, имеющих каждая по шести литографий (как обозначено полным наименованием на лицевых частях обложек первых пяти тетрадей), более тридцати шести листов.
К литографиям должен быть приложен гравированный фронтиспис. Это полный комплект. Конечно, упомянутые оттиски на разных бумагах и другой краской, и особенно виды, исполненные разными художниками, дополняют и украшают это ценнейшее издание. Оно такой большой редкости, что дореволюционные библиографы не смогли сделать правильного научного описания. «Издание чрезвычайно редкое, которое в полном виде мне не попадалось», — пишет В. А. Верещагин (Русские иллюстрированные издания… СПб., 1898. С. 34). Н. А. Обольянинов (Каталог русских иллюстрированных изданий. М., 1914. № 370) приписывал этому изданию еще две литографии (под № 32 и 33): «Виды села Грузина с левой стороны реки Волхова» и «Вид деревянной водяной мельницы», которые не значатся на обложках тетрадей (ошибка, идущая, по-видимому, от 105-го каталога «редких книг» Н. Соловьева), и одну литографию (под № 36), никакого отношения к нему не имеющую и приложенную к моему экземпляру в современной раскраске с автографом Аракчеева.
В 1924 году В. Я. Адарюков утверждал, что «ни в одном из наших музеев нет полного экземпляра «Видов села Грузина» (Книга в России. М., 1925. Ч.2. с. 406). Вот полный перечень листов моего экземпляра с наименованиями их, оттиснутыми на самих листах, и с приложенными дополнительно литографиями, относящимися к этому же изданию:
ЧУВСТВИЕ ОБЛАГОТВОРЕННОГО. СЕЛО ГРУЗИНО НА РЕКЕ ВОЛХОВ.
Гравированный фронтиспис. Размер доски 26,3 х 42,2 см.
Литографии тетради 1:
1. Общий вид Села Грузина с приезда от Санкт-Петербурга 1822 г. Рис<овал> на кам<не> Г… Каношенкин.
2. Вид Каменной Пристани на реке Волхове в селе Грузине. Рисовал на камне Архитектор Семенов 1821 года.
3. Вид Яхты в селе Грузине на реке Волхове. Рисовал на камне П. Колмаков. 1822 г.
4. Вид Площади с приезда от реки Волхова в селе Грузино. Рисовал на камне Архитектор Семенов 1821 года.
5. Вид Площади у Гошпиталя 1822 г. Р<исовал> на кам<не> Арх<итектор> Семенов.
6. Вид Площади у моста при въезде от Города Тихвина. Рисовал на камне Архитектор Семенов 1821 года.
Дополнительно вложены листы: 5 (лучший отт., 31 х 49,5); 5 (серая бумага), 6 (серая бумага).
Литографии тетради 2:
7. Вид Грузинского собора.
8. Вид Колокольни у Грузинского Собора внизу коей теплая Церковь. Ри<совал> на ка<мне> Архи<тектор> Семенов 1822-го.
9. Во внутренности Грузинского Собора, вид Петро-Павловского Придела. Р<исо-вал> на кам<не> Архи<тектор> И. Семенов 1822-го.
10. Во внутренности Грузинского Собора, вид Алексеевского Придела 1822-го г. Р<исовал> на кам<не> Я. Никифоров.
11. Вид чугунного храма в селе Грузине, пожалованного государем императором Александром I в 1820-м году. Со стороны храма, обращенного к собору, во фризе карниза следующая надпись: царская награда подданному в 1820 году. Рисовал на камне Архи<тектор> И. Семенов в генваре 1821.
12. Изображение С-го Апостола Андрея Первозванного в Чугунном Храме. В Архитраве Храма с восточной стороны находится следующая надпись: Благословение Господне на страну сию от ныне и до века 1822 года. Р<исовал> на кам<не> Архитектор Семенов.
Дополнительно вложен лист 7 (серая бумага). Р<исовал> на кам<не> А<рхитектор> И. Семенов в 1823 году.
Литографии тетради 3:
13. Вид флигелей у каменного Дому в селе Грузине. Рисовал на камне Архитектор Семенов 1821 года.
14. Вид флигелей с террасой от оранжереи во фруктовом саду. Р<исовал> А<рхитек-тор> Семенов 1823-го.
15. Вид Грузинского каменного дома с приезда от Собора. Рисовал на камне Архитектор Семенов 1821-го года.
16. Вид каменного дома в саду. Р<исовал> А. П. Павловский в 1823 году.
17. Вид деревянного дома в саду. Рис<овал> на кам<не> А<рхитектор> И. Семенов в 1823.
18. Вид от прудов Грузинского деревянного дома с гротами. Р<исовал> на ка<мне> М. М. Зверев. 1823.
Дополнительно вложены листы: 14. Рис<овал> на кам<не> Кантонист Дымов. 1825; 15 (лучший отт., 31,2 х 50); 15 (желтая бумага); 16. Р<исовал> на кам<не> Кантонист Красиков 1825 года; 16 (серая бумага); 17 (серая бумага); 18. Рисовал на камне Архистек-тор> И. Семенов в 1822 (31,1 х 49,4).
Литографии тетради 4:
19. Вид Храма на острову, посвященного Генералу Мелисино. Во фризе карниза с передней стороны следующая надпись: Посвящен в память воспитавшему меня генералу Мелисино. Рисовал на камне Архитектор Семенов 1822-го.
20. Вид каменной в грузинском саду Пристани при большом пруде. Рисовал на камне У О. С. Родионов в 1822.
21. Вид Руины в Грузинском саду в память Князю Меншикову. Рисов<ал> на кам<не> У О. С. Родионов 1822-го.
22. Вид Бельведера с Колонадою в Грузинском саду Ри<совал> на ка<мне> У. О. Родионов. 1822.
23. Вид птичного Двора. Рисов<ал> на кам<не> У О. С. Родионов 1822-го.
24. Вид Луга в саду у Деревянного Дома. 1822 года. Р<исовал> Кантонист Бочкарев.
Дополнительно вложены листы: 21 (лучший отт., 30,8 X 49; 22 (серая бумага); 24 (серая бумага).
Литографии тетради 5:
25. Бюст Императора Павла I-го в саду. Рис<овал> на кам<не> Е. М. Павловский в 1823 г.
26. Сын в память родителю. Рисов<ал> на кам<не> У. О. С. Родионов 1822-го года.
27. Вид каменного моста на Тихвинской дороге из саду. Р<исовал> на кам<не> М. М. Зверев в 1823 году.
28. Вид висячего Моста в саду. Р<исовал> на кам<не> М. М. Зверев в 1823 году.
29. Вид чугунного Моста в саду. Р<исовал> на кам<не> А<рхитектор> И. Семенов в 1823.
30. Вид площади с приезда в село Грузино по Тихвинской дороге. Р<исовал> Ар<хи-тектор> Семенов в 1823 году.
Дополнительно вложены листы: 25 (серая бумага); 27 (отт. коричневой краской); 27 (серая бумага); 28. Р<исовал> на кам<не> Кантонист Агафонов в 1823 году; 28 (серая бумага); 30 (серая бумага.)
Листы без обложки.
31. Вид бывшей старой Церкви в Селе Грузине. И. Семенов в 1823 году.
32. Вид Грузинской полиции с каланчею. Р<исовал> И. Семенов. 1824.
33. Вид чугунной решетки на площади с приезда от реки Волхова в село Грузино. Рисовал И. Семенов.
34. Вид крестьянских домов в селе Грузине с приезда от реки Волхова. Р<исовал> И. Семенов.
35. Вид крестьянских домов в селе Грузине. Ри<совал> на кам<не> Архи<тектор> Иван Семенов в 1824 г.
36. Вид крестьянского Дома в селе Грузине. Р<исовал> И. Семенов.
На лицевых частях обложек издания, кроме общего заглавия «Виды села Грузина», напечатано:
Тетрадь 1, содержащая в себе:
1. Общий вид Села Грузина с приезда от Санкт-Петербурга.
2. Вид Каменной Пристани на реке Волхове.
3. Вид Яхты на реке Волхове.
4. Вид Площади с приезда от реки Волхова.
5. Вид Площади у Гошпиталя.
6. Вид Площади у моста при въезде от Города Тихвина.
Тетрадь 2, содержащая в себе:
7. Вид Собора во имя С-го Апостола Андрея Первозванного.
8. Вид Колокольни у Собора в низу коей теплая Церковь.
9. Во внутренности Собора, вид Петро-Павловского Придела.
10. Во внутренности Собора, вид Алексеевского Придела.
11. Вид Чугунного Храма.
12. Изображение С-го Апостола Андрея Первозванного в Чугунном Храме.
Тетрадь 3, содержащая в себе:
13. Вид флигелей у каменного Дому в селе Грузине.
14. Вид флигелей с террасой от оранжереи во фруктовом саду.
15. Вид Грузинского каменного дома с приезда от Собора.
16. Вид каменного дома в саду.
17. Вид деревянного дома в саду.
18. Вид от прудов Грузинского Деревянного Дома с гротами.
Тетрадь 4, содержащая в себе:
19. Вид на острову Храма посвященного Ген. Мелисино.
20. Вид каменной Пристани в саду при большом Пруде.
21. Вид Руины в саду в память Князю Меншикову.
22. Вид Бельведера с Колонадою в саду.
23. Вид птичного Двора.
24. Вид Луга в саду у Деревянного Дома.
Тетрадь 5, содержащая в себе:
25. Бюст Императора Павла I в саду.
26. Сын в память родителю.
27. Вид каменного моста на Тихвинской дороге из саду.
28. Вид висячего Моста в саду.
29. Вид чугунного Моста в саду.
30. Вид площади с приезда в село Грузино по Тихвинской дороге.
Размеры тетрадей — 30,2х47,6. К моему экземпляру приложена раскрашенная литография, изображающая памятник Александру I, поставленный перед собором в 1833 году. На ней — автограф Аракчеева: «Почтенному приятелю и сослуживцу Милостивому Государю Алексею Петровичу Его Высокоблагородию Зивковскому 19 ноября 1833 году. Село Грузино».
Кроме того, приложен современный акварельный портрет Аракчеева (27,1 х 31).»
Указатель к серии не был издан. Многие ошибочно принимают за него «Указатель в селе Грузине для любопытных посетителей», изданный в штабе военных поселений в 1821 году и содержащий в себе перечисление всех достопримечательностей Грузина, находившихся во дворце, соборе, деревянном доме, садах и парках.
В литературе можно встретить мнение, что вся серия сделана крепостными Аракчеева, но это не так. Художниками и литографами были крепостной архитектор И.С. Семенов и группа военных кантонистов. Возглавлял работу над созданием литографий И. С. Семенов, который действительно был крепостным Аракчеева. Им исполнен двадцать один лист, остальные кантонистами: Бочкаревым — два, М. Зверевым — три, Каношенкиным — один, П. Колмаковым — один, Я. Никифоровым — один, А. Павловским — один, Е. Павловским — один, С. Родионовым — пять. Отсутствие профессиональной подготовки у многих из них сказалось в слабости рисунка и неуверенности композиционного построения, но их работам присущи свежесть восприятия и стремление подчеркнуть созвучие архитектуры и пейзажа.
Кроме того, в 1825 году было сделано несколько дублей: Семеновым — два, Безугловым — один, Агафоновым — один, П. Дымовым — четыре, Красиковым — один, Михайловым — один. Всего в работе участвовали один крепостной и тринадцать кантонистов. С 1805 года кантонистами стали называть солдатских детей. А солдат, хотя и находился с военным ведомством в аналогичных отношениях, как крепостной с хозяином, но из крепостного сословия уже выбывал.
С 1818 года в Грузине стоял на постое батальон Перновского гренадерского полка, при котором находилась школа кантонистов из 150 мальчиков. Возможно, что наиболее даровитые из них и были привлечены к работе над серией литографий. Судьбу их проследить не удалось. Только относительно М. Зверева известно, что он в 1835 году иллюстрировал «Карманную дендрологию».
Сам И. С. Семенов (?—1865) шесть лет, с 1811 по 1817 год, был воспитанником Академии художеств. За свои архитектурные работы он в 1816 году получил вторую, а в 1817 году первую серебряные медали. Но тогда же, в 1817 году, вышел указ об увольнении крепостных из Академии. Аракчеев не дал «вольной» талантливому юноше и вернул его в Грузино. Звания художника Семенов не получил, но уже через четыре года начал создание графической серии, благодаря которой его имя вошло в историю русского искусства.
* * *
В 1928 году тридцать листов, принадлежащих музею-усадьбе Грузино, были отсняты, и негативы с них хранятся в ленинградском отделении Института археологии АН СССР. При передаче экспонатов в 1954 году шесть листов серии перешли в Новгородский музей, тринадцать в Русский отдел Эрмитажа, судьба остальных одиннадцати неизвестна. Отдельные листы сейчас хранятся в Научно-исследовательском музее АХ СССР (восемь), в Русском музее (четыре), в Отделе эстампов ГПБ (два листа из основного списка и четыре дубля). Кроме того, только здесь сохранилась обложка, на которой вверху расположен герб Аракчеева, а ниже надпись: «Виды села Грузина. Тетрадь содержащая в себе…»
Уникальным является собрание «Видов Грузина», принадлежащее Музею архитектуры им. А. В. Щусева в Москве, которое состоит из тридцати литографий, раскрашенных от руки. Оно научно обработано и описано в каталоге музея «Города РСФСР в гравюрах и литографиях». Особый интерес представляют двадцать пять литографий, хранящихся в Отделе редкой книги библиотеки Эрмитажа. Их печать не черно-белая, как во всех других собраниях, а коричневая. Возможно, что такой экземпляр был сделан специально для перевода на тарелки. Тридцать шесть тарелок с видами Грузина были изготовлены на заводе Юсупова (Киевской межигорской фабрике). Три из них хранятся в Русском музее, другие в Эрмитаже.
Разные по технике рисунка, светотеневой разработке, профессиональному уровню, все листы объединены стремлением к точной фиксации построек в окружающей природе. В литографиях образно и зримо представляется усадьба, различные ее уголки и постройки. Однако без рассказа о создателях усадьбы, истории формирования ансамбля литографии мертвы.
Продолжение статьи: «Архитектурный ансамбль усадьбы Грузино»
Библиографические источники:
1. В.А. Верещагин «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870)». Библиографический опыт. СПБ., 1898, № 104. «Издание чрезвычайно редкое, которое в полном виде мне не попадалось!» (описано 36 листов + фронтиспис).
2. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, № 370 (ошибочно описано 40 листов).
3. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, № 77 (описано 36 листов + фронтиспис).
4. Шибанов П.П. «Ищем купить. Our desiderata». Москва, «Международная книга», 1927, № 267 (описано 6 тетрадей в лит. обл.)
5. Смирнов–Сокольский Н. П. «Рассказы о книгах». Издание второе. Москва, 1960, с. 440 (ошибочно описано 6 тетрадей с 40 листами).
6. Собрание С.Л. Маркова. Санкт-Петербург, издательство «Глобус», 2007, с.с. 223-227 (описано 36 листов + фронтиспис).
Благодарю автора!
Драгоценный материал,
качественная подготовка и изложение!